75334625

Зубков Борис & Муслин Евгений - Корифей, Или Умение Дискутировать



Борис Зубков, Евгений Муслин
Корифей, или Умение дискутировать
Клянусь своими одиннадцатью щупальцами (у всех марсиан ровно
одиннадцать щупалец), что никто лучше меня не умеет вести научные
дискуссии! Кстати, на своем собственном опыте я убедился, что всевозможные
научные конференции, симпозиумы и коллоквиумы преследуют в основном две
благие цели: во-первых, они укрепляют финансовое положение тех
организаций, которые сдают в аренду свои дворцы, залы, коридоры и
туалетные комнаты для проведения этих совещаний, во-вторых, чрезвычайно
оживляется работа сухопутного и воздушного транспорта. Дюжина хороших,
густонаселенных конференций - и план перевозок пассажиров Главмарстрансом
перевыполнен. Для экономического процветания транспорта особенно полезно
собирать совещание по освоению знойных марсианских пустынь где-нибудь
возле Южного полюса и, наоборот, коллоквиум по использованию полярных
снежных шапок - на экваторе. Тогда встречные перевозки участников
совещаний приобретают массовый характер.
Кроме того, конференции способствуют обмену мнений и установлению
личных контактов, что также полезно. Но главное - умение дискутировать!
Началось все с того, что мы с Уткой-Бобом забрели в чудный ресторанчик
"Под Юпитером" на берегу канала имени Ловелла. Через два часа я уже не мог
сообразить, какие щупальца следует прятать под стол, а какими держать
рюмку и бутерброд с ветчиной. Именно в этот момент Утка-Боб вспомнил, что
приглашен на дискуссию по поводу кинематической архитектуры. Знаете,
модное тогда увлечение, когда строили вертящиеся небоскребы, дома-качалки,
шагающие санатории и прочие сооружения, которые немилосердно скрипели на
ходу и вызывали головокружение у их обитателей. Так вот, в дискуссионном
клубе мне приглянулась одна очаровательная архитекторша с
бледно-инфракрасными глазами. В архитектуре я ничего не понимаю. У меня
другая, более серьезная специальность. Но инфракрасные глаза умоляли меня:
"Покажи, на что ты способен!" Я, наконец, сообразил, куда девать свои
щупальца, и положил их все на председательский стол. Архитекторы замерли,
ожидая скандала, и в наступившей, тишине я произнес пламенную речь.
Последние два дня мне пришлось изучать справочник по кристаллографии, и
теперь это крайне пригодилось. Я загремел на весь зал:
- Посмотрите на свой творения! Что вы видите? Вульгарные цилиндры и
смехотворные ортогональные параллелепипеды. Устарелые формы, скудость
воображения! Куда же делись полногранники, полугранники и тетраэдры? Куда,
я вас спрашиваю? Где опьяняющие формы бисфероидов? Где тороиды,
трапецоэдры и додекаэдры? Где творения гексаэдристов? Их нет. Все
пирамидальное и бипирамидальное ускользает от вас. Вы не можете
насладиться и блаженством симметрии, представляемой нам теорией
пространственных групп...
Из дискуссионного клуба восхищенные и ошеломленные моей эрудицией
архитекторы вынесли меня на щупальцах. Инфракрасные глаза светились
обожанием. Я понял, что для ведения научного спора вовсе не обязательно
понимать суть дела. Вполне достаточно прибегнуть к тому, что я
впоследствии назвал методом девиации - отклонения или отвлечения.
Справедливости ради скажу - авторство метода принадлежит не мне. Удалось
выяснить, что исторически метод родился на экзамене по зоологии у
профессора Даша-Гида. Профессор всегда спрашивал студентов исключительно о
червях. Естественно, что студенты, перегруженные и влюбленные, тоже
занимались только червями. Но однажды, когда Даша-Гид проэкзаменовал




Содержание раздела